Дети не слышат, они смотрят на нас...
09.06.2017Закончился еще один учебный год. Но для образовательного проекта «ГиГ» «Родительское собрание» каникулы не предполагаются - слишком много накопилось в школе проблем, требующих обсуждения. Педагоги со стажем часто говорят, что дети изменились, - они совсем не те школьники, которые были лет 15-20 назад. Их мамы и папы выросли в 90-е, когда резко сменились ценностные приоритеты в обществе. О том, как родители влияют на ситуацию в школе, рассказывает директор лицея 103 Елена Дубровская.
Я работаю в образовании уже много лет и могу сравнивать, как трансформировались взаимоотношения семьи и школы. К сожалению, приходится констатировать, что родители нынешних учеников искренне уверены, что им все обязаны. Причина этой ситуации коренится в том, что образование переведено в разряд услуг, то есть учителя, школьные медики, повара и хозработники служат детям. Конечно, мы должны создать комфортную обстановку в школе, обязаны научить учиться и применять полученные знания в жизни. Но положительный результат достигается только совместными усилиями педагогов и родителей. А вот этого как раз часто не наблюдается, к сожалению.
Нет никакого сомнения, что каждый ребенок талантлив по-своему, нужно только распознать этот талант и развить его. Если родители поддерживают своих детей и помогают школе, то проблем во время обучения почти не возникает. В таких классах ученики аккуратны, подтянуты, получают дополнительное образование. Но так бывает не всегда. Вот, например, на параллели два класса. В одном ребята ставят спектакли, участвуют в городских конкурсах, ходят в походы, ездят в театр. И всегда вместе с родителями. И другой класс, где группа мам и пап ежедневно собирается в школе, чтобы «отслеживать учебно-воспитательный процесс». Они недовольны всем. Главная причина - трудный ребенок, который учится с их детьми. Да, мальчик очень сложный, ему не повезло с семьей. Дома он не видит ни ласки, ни заботы.
Фактически беспризорный. А что бы вам, активные мамочки, не попробовать отогреть этого ребенка? Но ни одного доброго мероприятия в этом классе не происходит, лишь разборки и угрозы жаловаться дальше: «Создайте немедленно нашим детям стерильную обстановку, уберите из школы трудного ребенка!» К счастью, одноклассники мальчика намного добрее своих родителей. Они умеют сочувствовать, не помнить зла, прощать. Кстати, нетерпимость и агрессия стали отличительными чертами характера у многих родителей - даже в сложные 90-е не выплескивалось столько негатива! Причем часто по совершенно незначительному поводу. Речь идет о конфликтах между учениками. Во все времена дети в школе ссорились, дрались, иногда портили вещи. Но в последнее время обычные подростковые выяснения отношений приобрели почти вселенские масштабы из-за того, что в них вмешиваются мамы и папы. И здесь уже в ход идет тяжелая артиллерия: пишутся заявления в полицию, комиссию по делам несовершеннолетних и так далее. А дети между тем давно помирились и снова дружат. Но колесо профилактики-то уже закрутилось! То есть ситуация, изначально педагогически исправимая, усилиями родителей получает практически криминальный статус.
Завышенных требований и необоснованных претензий к школам масса. В СМИ иногда появляется информация о том, что по кабинетам разгуливают тараканы. И сразу делается вывод: в учебном заведении царит антисанитария! Ситуация с тараканами действительно неприятная. Но она вполне объяснима. Школьное питание подорожало, поэтому многие родители отказываются от него. Дети приносят из дома пакеты с едой. Ребенок, как правило, стесняется идти в столовую со своими бутербродами и обедает прямо в классе за партой или на подоконнике в коридоре. Отсюда крошки от продуктов по всему зданию - бороться с этим непросто. Возможно также, что насекомые попали в школу из квартир, где проживают неблагополучные семьи. Недавно педагоги приходили домой к одной нашей маленькой ученице. Тараканы их встретили прямо у порога, им там раздолье: в квартире грязно, хозяева нигде не работают, пьют. Где гарантия, что насекомых не откомандируют в детском портфеле в учебное заведение? Очень даже вероятно!
А недавно нам пришлось пережить несколько проверок после жалобы родительницы на то, что у лицеистов обнаружены вши. Все началось с того, что одной маме позвонил школьный медик. Посоветовал понаблюдать за ребенком, находившимся в контакте с учеником, заболевшим педикулезом. Замечу, что тема педикулеза всплывает в школах периодически, ведь эта болезнь социальная. Да, школьные врачи обязаны следить за ситуацией. Согласно санитарным нормам, учеников 4 раза в год обследуют на педикулез, чесотку, глисты и так далее. Но в лицее 900 учащихся. На проверку класса из 25 человек уходит 2-3 часа. За день врач может проверить 1-2 класса. Получается, что заниматься только этим нужно целых 4 месяца. А ведь у школьного врача много и другой работы. Обвинять медика в халатности по меньшей мере несправедливо. Задумайтесь, сколько вокруг вас живет социально безответственных людей. Где ученик подцепил эту дрянь и откуда принес ее в школу, узнать невозможно. Но сегодня существует масса современных средств, чтобы быстро избавиться от педикулеза. И это прежде всего ответственность не школьного врача, а родителей. У нас есть мамы, которые договариваются и в один день проводят профилактические мероприятия сразу у всего класса. Спасибо им за это! Хотя нередки случаи, когда родителям, кажется, вообще безразлично состояние здоровья ребенка.
У многих детей с самого раннего возраста имеется целый букет хронических заболеваний. Не в последнюю очередь из-за массовых отказов от прививок и медосмотров. Ученики постоянно обращаются за помощью в школьный медкабинет. Однако врач сегодня не имеет права дать ребенку таблетку без разрешения родителей. Вы думаете, все мамы и папы сообщили номера своих мобильников, или все доступны по первому звонку? А как относиться к тому, что ученик приходит с повышенной температурой, с кашлем, да еще и за час до занятий? Или к тому, что дети носят неподъемные портфели? Чего там только нет! Зачем там находится учебник по математике и еще пару пособий по предмету, если этого урока сегодня нет в расписании? Урок труда проходит всего один раз в неделю, но ножницы, клей и тому подобные принадлежности, как часто бывает, постоянно находятся в рюкзаке. Дорогие папы и мамы, найдите три минуты и соберите вместе с ребенком его портфель.
Впрочем, некоторые родители нашли «удачный» выход: купили своим чадам ранцы на колесиках, с которыми те, совсем как в аэропорту, дефилируют по школьным коридорам.
Меня до глубины души удивляет, что родители не прививают детям навыки самостоятельности, не учат бережно относиться к своим вещам. К концу учебного года на вахте и в раздевалке лицея накапливаются сотни невостребованных вещей. Их никто не ищет.
Даже ключи от квартир. Но бывает и так, что теряется куртка. Мы снимаем с вешалки четыре похожих и приглашаем родителей опознать одежду своих детей. Одна мама говорит: «У нас на куртке нет вешалки», вторая: «У нас сломан замок», третья: «В кармане нашей куртки дыра». А четвертая вообще заявляет: «Наша куртка была новее этих, мы всего полгода назад ее купили». Но чего проще - пометить свою вещь, чтобы не возникало неприятных недоразумений? Я уж молчу о том, что мамы считают само собой разумеющимся, когда ребенок ходит в одежде, которая не застегивается, с дыркой в кармане или без вешалки. Зайдите в школьную раздевалку - не один десяток детских курточек не имеет вешалки! Однако сегодня легче всего «построить» школу: наказать, потребовать, ославить.
А по отношению к семьям, ведущим асоциальный образ жизни, все необъяснимо гуманны. Я могла бы рассказать десятки ситуаций, когда дети при живых родителях и в полных семьях оказываются безнадзорными. Первоклассницу не забрали из школы, и она ночует у учителя. Родители просто забыли про ребенка! Или подростка каждый день в 7.30 утра выдворяют из дома в школу. Ключ от квартиры ему не дают. До 7- 8 вечера мальчик ждет, когда придет с работы мама, так как нетрезвый отец дверь ему не открывает.
На днях одна родительница со слезами умоляла нас не звонить на работу, где, по ее словам, она пользуется большим уважением. А ее дочь не учится, бродяжничает - не ночует дома. Но маме некогда в школу лишний раз заглянуть, у нее новая семья. Дочь живет с бабушкой, а та со своенравным подростком не справляется. И совсем дикое происшествие: однажды наш ученик чуть не замерз на лавочке при 27-градусном морозе, так как его разводящиеся родители не договорились, у кого он будет ночевать...
Давно известно: школа - зеркальное отражение общества. Любые неблагоприятные перемены в жизни взрослых больнее всего бьют по детям. Не бывает, чтобы в замкнутой системе в одном месте было хорошо, а в другом нет. Как это ни грустно, но большая часть родителей воспринимает школу как тяжелое испытание, которое нужно стойко перенести. Но больше всего тревожит, что в таких семьях растут дети, с молоком матери уже впитавшие в себя: им тоже все должны!