Выступление в Государственной Думе РФ
05.11.2018Тезисы выступления Дубровской Е.Н. на заседании комитетов по образованию, здравоохранению и культуре Государственной Думы 22 ноября 2018 года
*** 30 лет назад открылась школа №103 г. Железногорска Красноярского края. 13 первых классов, уже тогда шли споры, что в приоритете – здоровье или образование. Мы решили для себя: Здоровое Образование. Вот тогда-то у нас и открылись первые классы раздельно-параллельного обучения.
*** 30 лет поисков, сомнений, побед. Сегодня это не эксперимент, сегодня это развёрнутая практика образования. Наш Лицей – детище В.Ф. Базарного. Я не могу заявить, что мы победили двигательную депривацию, школьную близорукость, сколиоз и т. д. Дети ежегодно обновляются. В прошлом году в 1 класс пришло 75 малышей со 129 диагнозами. Нам говорят, школа должна беречь здоровье детей. Как беречь то, чего нет? У нас в стране десятки НИИ, которые занимаются здоровьем детей. Институт детства, физиологии, психологии, питания и т.д. Я за 35 лет директорства не помню, чтобы хоть кто-то дал чёткие, ответственные рекомендации по здоровьеразвитию детей. Педагогика от медицины приветлива закрыта.
*** И всё-таки результаты раздельно-параллельного обучения очевидны. Они перед вами. Качество – 75%, каждый 4-й медалист, поступаемость в ВУЗ – 100%. Мы не призываем разделить детей, а дальше все само собой произойдёт. Не произойдёт!
Мальчики и девочки талантливы, но к знаниям они идут разными путями. Нивелировать особенности преступно. Можно и не делить, но научиться работать с юношей и девочкой педагоги обязаны. Мы убедились, что можно переломить тенденции к снижению уровня здоровья детей.
*** Сегодня в школы приходят очень разные дети, с разными способностями и талантами, с разными социальными возможностями. Они уже много перенесли: обиды, наказания, кучу лекарств. В последние годы медики любят «бить тревогу»: «Школа губит здоровье детей». Но ведь это не школа начинает с чистого листа. Я напоминаю – 129 диагнозов на 75 человек. Моё твёрдое убеждение – работа медицины, как ремонтной базы – тупиковый путь. Высший пилотаж – профилактика. Главный психиатр страны говорит: 70% детей имеют психические отклонения.
*** Детский мир – мир полный драматических переживаний. Может, поэтому когда ребёнок приходит в школу, ему многое не по силам. Пришло время – мир должен, обязан измениться. Конечно, конкретная школа. Какая бы она ни была замечательная (мы носим звание «Лучшая школа России, Школа ЮНЕСКО и т.д.) не может сделать человечество счастливым и гармоничным, а конкретных Васю, Петю, Машу – да.
*** Общественность сокрушается, то там, то сям слышится, что из школы ушло воспитание. Никуда оно не ушло. Любой, его величество, урок воспитывает!!! На литературе мы все также говорим о тургеневских девушках, Наташе Ростовой, на математике – ум в порядок приводим, на биологии – о вредных привычках и т.д. Урок вышел за пределы кабинета. У нас 4 этажа Минитретьяковка, а в подвале – зал воинских искусств. Ежегодно – уроки целомудрия для девочек.
*** За 30 лет ни одна из девчонок не родила, будучи школьницей. А ведь эта тема замалчивается. Почему? (пример). 7 лет парни в десятке лучших в Российском конкурсе «Призывники России». Большинство физическое совершенство: братья Полянские, Палатов, Ковалёв, Шаститко. Мы не входим в ТОП 500, 200 селекционных школ, в который входят, как я прочитала, дети поступившие в «приличные» ВУЗы. Мы не юристы, не экономисты. Мы физматы, инженеры, 9 человек – в медицинский ВУЗ, 5 – военные училище, и родной педагогический. У нас в школе работает 18 учителей, закончившие нашу школу.
*** Нравственное здоровье даёт воспитание в режиме повседневной жизнедеятельности детей. Дом, школа, улица, ТВ. Учительство просит: «Остановите Малахова!» Ну, честное слово, уже токсикоз от этих Бузовых, Гогенов, на «звёзды сошлись, разошлись». Это ежедневная безнравственная инъекция, на которую уже посадили всех от мала до велика в стране.
*** У нас появилась национальная идея в образовании: Послание президента!
- Попасть в десятку мировых образовательных систем
- Воспитывать гармоничную личность
*** Президент у нас мужчина. Для вас мужчин характерна соревновательность. Да, мы и не против. В десятку, так в десятку. Головы ломаем – как? Мы бюджетники – мы никогда не сопротивляемся. Хотим понять: это государственная задача или заказ? Если заказ – это стоит немалых денег. Они есть в бюджете? (Пример).
Если это цель образования – надо сплачивать всех, кто имеет отношение к интеллектуальному, физическому и нравственному здоровью детей. А у нас все на разобщение. Пример. На ученика в г. Красноярске выделяют 26 тысяч рублей, на ученика в г. Москве – 126 тыс. рублей. Очень нервная реакция на сюжеты: «Учитель рукоприкладствует».
*** Проблема образовательных учреждений в том, что они сегодня на большом распутье. Мы вынуждены работать по указаниям, письмам, положениям, СанПину, но нам предписывают жить советуясь, учитывая вызовы времени, внедрять инновации, стимулировать личностные достижения.
*** За школой сегодня установлен тотальный контроль ВПР, ГИА, ЕГЭ, мониторинги. Но! Или контроль, или развитие?! (Пример).
Нам долго внушали, что школа должна быть вне политики, вне идеологии. Кому нужна такая школа? А ведь школа всегда была учреждением духовной культуры. Но духовность выдавливается натиском рыночного мировоззрения. Как тому противостоять? А противостоять надо! Дети нас плохо слышат, но они нас видят. Школа составляет громадную силу, которая определяет судьбу Государства. (Пример).
*** Сегодня мы вплотную натягиваем на себя в образовании западную систему. Идеи западного образования прорастают в наши школы. Мы знаем, что иногда прорастают сорняки на наше культурное пространство. Нельзя превращать школу в клуб по интересам. Сегодня – все в математике, завтра все в финансовой грамотности. Но ведь, чем больше музыки, тем успешнее математика. Целостное восприятие мира даёт искусство (Черниговская). Мне иногда говорят: Вы стремитесь выпускать интеллектуально, физически и нравственно здоровых ребят. А как же они будут адаптироваться в движимым корыстью раздробленном мире?
*** Нет! Они не будут адаптироваться. Они будут преобразовывать этот мир. И мы на это очень надеемся. Тупыми потребителями они точно не будут, потому что вторая задача, которую поставил президент: растить гармоничную личность, гармоничную в интеллектуальном, физическом и нравственном здоровье. И это приведёт к долгожданной национальной идее: Возрождение великой России. Великой в спорте, образовании, культуре, экономике.
Мы на вас, народных избранников, очень надеемся. Постарайтесь, пожалуйста.