Доклад Елены Николаевны Дубровской на Совете Европы по вопросам гармоничного развития личности
01.03.2011Уважаемые дамы и господа! Уважаемый президиум! Дорогие коллеги, участники симпозиума. Я, конечно, очень волнуюсь, потому что не так часто обычному директору школы из далёкой Сибири, из небольшого закрытого города, расположенного вблизи ядерного объекта, предоставляется возможность выступить на столь уважаемом сообществе профессионалов в области образования, здоровьесбережения подрастающего поколения.
Велика Россия, но даже далеко в глубинке, почти в четырёх тысячах километрах от столицы есть сегодня достойное образование. Стотысячный город Железногорск Красноярского края находится в центре России. Около тысячи учащихся обучаются в нашем Лицее "Гармония". Название ко многому обязывает. Лицей - многократный победитель международных и российских конкурсов в области интеллекта, культуры и спорта, здоровьесбережения. В 2008 году в конкурсе " Школа - территория здоровья", в котором участвовало более 3 тысяч школ, нам было отдано первое место. Главная цель Лицея - воспитание всесторонне развитой гармоничной личности, достойного гражданина достойной страны. Дети должны быть людьми доброжелательными, уважающими себя и других. А главное, терпеливыми - ведь их окружают представители разных взглядов, разных религий, национальных традиций.
Многие учёные аналитики говорят о том, что его величество кризис, который охватил весь мир, должен принести прозрение этому миру. Жизнь людей несет в себе больший смысл, чем зарабатывание денег и их трата. Есть другая жизнь, другие ценности, радости и заботы. Мы очень долго уже живем в движимом корыстью, раздробленном мире. Всё это находит отражение в наших собственных семьях, в нравственном и душевном здоровье молодого поколения. Пришло время, мир должен и обязан измениться.
Сегодня всё чаще мы слышим, что в школе должно быть два равных приоритета: образование и здоровье детей. Появляются проекты, программы, но чаще они направлены не на системный подход к вопросам образования и здоровьесбережения, а на организацию каких-то акций по искоренению вредных привычек. Но оздоравливают и образовывают не развлекательные мероприятия и отдельные акции. Воспитание здоровой гармоничной личности - это воспитание в режиме повседневной деятельности: дома, во дворе, в семье, на улице, в школе, на производстве, в стране.
Есть тысяча способов, не требующих особых финансовых затрат, чтобы из школы выходило здоровое поколение молодых людей. Мы сегодня уже тысячу раз слышали, движение - это жизнь. Мы хотим стать спортивной страной. И взрослое население у нас уже стали спортивными, но ... болельщиками. А в школах сегодня есть возможности культивировать все виды спорта. У нас в Лицее более 70% ребят занимаются спортом: волейбол, баскетбол, плавание, фехтование, легкая атлетика. Но поскольку Сибирь - лыжи, коньки. Есть и экзотичные: спортивный рок-н-ролл, спортивные бальные танцы. В школе 8 танцевальных коллективов: индийские, восточные, сценические и так далее. Всё это помогает бороться с двигательной депривацией. Ежегодно комиссия военкомата у наших старшеклассников. проверяет здоровье на предмет призыва в армию. Около 100% наших детей признаются годными, а в России этот процент называют 20-30%. Не все, конечно, пойдут служить, но это говорит о том, что не каждая школа убивает здоровье. У нас есть среди выпускников чемпионы мира и Европы, есть участник Олимпийских игр в Китае. У нас много чемпионов России и очень много чемпионов Красноярского края. А мы ведь обычная школа, но с обострённым чувством ответственности.
Что же ещё обогащает личность? По мнению Куинджи Натальи Николаевны, искусство. Искусство даёт целостное восприятие мира. И ни один школьный предмет этого не делает. В Лицее 12 хоров. Песня оздоравливает ребёнка. Половина из этих хоров - это хоры мальчиков. Несколько театральных студий, художественные кружки. Наша выпускница, девушка-инвалид,( а мы обучаем инвалидов), получила медаль Пикассо на международной выставке. Все дети уже с первого класса начинают прекрасно рисовать, участвуют и побеждают в выставках. Ребенок, приобщённый к искусству, никогда не совершит преступление, никогда не обидит старика.
Сегодня молодёжь часто ругают. Так было во все времена и во всех странах. Но она не такая, какой её принято показывать в СМИ. Молодые люди открытые и естественные, они хотят жить лучше, чище, гармоничнее, чем предлагает существующая реальность. Да, иногда они выглядят грубыми, невоспитанными, равнодушными, но это лишь форма взаимодействия с миром или защитная реакция. Каков мир, такие и способы. Миром, в основном, а в образовании особенно, правит мужчина, а для мужчин характерна соревновательность - кто кого. А разве важно, кто: Ян или Иван, Жан или Пьер, Самуил или все вместе откроют законы, помогающие продлить жизнь? Разве важно, президент России или президент Франции, Польши, Англии найдёт путь избавления от терроризма? Неважно, кто избавит нас от планетарных угроз. Важно другое, что пользоваться этим будет весь мир, который сам по себе очень гармоничен. На зло - злом, на добро - добром, и это справедливо. Любовь воспитывается любовью.
А если любовь умерла? Еще одна общая проблема для всех европейских стран - неполная семья. Продолжительность жизни мужчин меньше, чем у женщин. Мужчины уходят из жизни, уходит из семьи. И даже, оставаясь в семье, они устраняются от воспитания детей, спрятавшись за газеты, уткнувшись в телевизор, в компьютер, в автомобиль. У российского образования - женское лицо. Женщина - учитель обязательно научит хорошо мальчика говорить, но не могут женщины научить делать дело. Поэтому сегодня, я думаю, и в нашей стране, и в Европейских странах много хорошо говорящих мужчин... А делать хорошо надо дело.
Школа без мужчин - неполная семья. Представьте себе, что вашу дочь учат и воспитывают одни мужчины, и тренеры, и учителя. А то, что мальчиков учат одни женщины, никого не напрягает. Мальчик не имеет перед собой модели поведения, ему не у кого перенимать опыт, некому подражать. А если и дома нет мужчин? В школе появляются хороводы, на мальчиках бабочки, кружевные рубашки, жабо.
Для гармоничного развития и девочкам, и мальчикам нужен для общения более взрослый представитель противоположного пола. Дети должны видеть культуру взаимоотношений.
У нас в Лицее работает более 30 мужчин учителей. И это не предел. Мужчина - учитель сегодня национальное достояние, я думаю, любой европейской страны, а особенно, России. Я, женщина, руковожу школой, но поверьте, внутри школы мною руководят мужчины. Вопрос, как удержать мужчину в школе с нашей зарплатой? Трудно, но можно. Но эта отдельная тема. И счастье, если в жизни у ребёнка есть позитивный образ мужчины, причём и для девочки, и для мальчика. А если нет? Нет в семье, нет в школе, нет в жизни. Отсутствие глубоких отношений мальчишек с мужчинами в детстве означает, что они лишены самого важного - преемственности. И это отсутствие делает бесплодными все усилия в будущем. Нам, взрослым, кажется, что наша миссия заключается в подготовке ребёнка к жизни. Мы его все время к чему - то готовим: к труду, к армии, к семейной жизни и так далее. А сейчас у них - не жизнь? Говорят, дети наше будущее, нет, они наше настоящее, если мы хотим иметь будущее; с ними надо сегодня проживать счастливо, природообразно их возрасту, полу, возможностям
Не надо ни к чему специально готовить, надо с детьми счастливо проживать эту жизнь. Главный залог здоровья, для которого не надо никаких финансовых вливаний - это позитивная комфортная обстановка в школе, в семье, в обществе и в стране. В жизни ребенка должна жить радость, ощущение счастливой жизни. Здоровый смех, юмор, шалость, ощущение любви - для укрепления и сохранения здоровья это - главные составляющие. Даже если мы сейчас изымем из школы пепси-колы, поп - корны, чипсы, прочую несъедобную дрянь, будем 20 раз в день мыть руки, проведём тысячи мероприятий о здоровье, это не даст того результата, который даёт наполненная жизнеутверждающим смыслом школьная жизнь. В школах должно всё подчиняться законам прекрасного, законам удивительного, законам позитивного предпочтения. Школа должна ассоциироваться с чем - то приятным, а не с тем кошмаром, который в сериале "Школа" показало российское телевидение. Фильм снят безответственными людьми.
Последние годы помимо своей основной функции, учить и воспитывать, школа сегодня учится сама – беречь детей. В нашей школе уже более 20-ти лет мальчики и девочки учатся раздельно – параллельно. Это не эксперимент, а развёрнутая практика образования. Мы сегодня не ставим цель разъединить, а дальше всё само и произойдёт. Никогда не произойдёт. Чтобы каждый ребёнок получил возможность развивать способности, заложенные природой, важно обязательно учитывать пол, возраст, индивидуальные особенности. Разделяя на уроках, то есть предметно, мы ищем тысячи способов объединять девочек и мальчиков во вне классной работе, спорте, труде, досуге. Без этого общения жизнь потеряет особые краски, эмоции и навыки. Такая форма благоприятно сказывается на успеваемости юношей и девушек, что обеспечивает им в будущем профессиональный успех.
Конечно, огромная благодарность профессору Базарному В.Ф. Его методика результативна, она проверена временем, она финансово малозатратна. Двигательная депривация, конторки, тренажёры, раздельное обучение – всё это проверенные временем технологии здоровьесбережения.
Есть учёные, которые по 30-40 лет не были в школах, для них рёбёнок, как мы услышали от одного учёного, теоретическое чучело. Глядя в окно на мир, они пишут свои труды и циркуляры: запретить, не сметь, не утомлять, не делить и так далее. А есть такие, как Базарный, Ямбург, Куинджи, как ушедшая недавно из жизни Еремеева Валентина Дмитриевна, они идут в классы, они идут в школы, они учёные – созидатели. Такие, наверное, есть во всех странах Европы. И я думаю, Совету Европы, ЮНЕСКО надо объединять этих учёных, поддерживать и пестовать, обобщать их опыт.
Учительство страны очень много занимается самообразованием: курсы, семинары, лекции. Посмотрите на некоторые схемы презентации. Бесконечные кружочки, квадратики, треугольники, обрамленные стрелочками и спиралью. Кажется, безнадёжная бесконечность. А когда выступают учёные мужи, особенно медики, я несколько раз была на симпозиумах, их русскую речь можно понять только со словарём. А ведь всё великое – просто: и учителям, и врачам давно пора по - человечески договориться о том, как, с кем работаем, что считаем целью и ориентиром качества. Сегодня нужна целостная медико–педагогическая система оценки развития ребёнка. Это государственная, а возможно, и межгосударственная позиция. Пока же учителя и медики до крика разобщены. Мне, директору, главное, чтобы все дети в школе были здоровы. Медикам - главное – побольше посещений поликлиники. Какие бы мы проекты ни рисовали в тиши кабинетов, каждый, причастный к власти, к взращиванию подрастающих поколений, должен сделать так, чтобы эти проекты дошли до конкретных Вани, Била, Сержа… и их семьи. Это нравственный долг каждого из нас. Только проекты должны двигаться людьми с чистыми помыслами, а не с рыночным интересом.
Я думаю, в школах России, в школах Европы много общих проблем. Одна из них – это низкая рождаемость. Чем выше благосостояние и образование родителей, тем меньше в семье детей, и наоборот. Медицина научилась сохранять жизнь и выхаживать крохотных, 500- граммовых новорожденных. Здорово! А дальше что? Сегодня в школу приходят три, четыре здоровых ребёнка из 100. Извечный вопрос: кто виноват? И – что делать? Ведь этой крохе учиться в обычной школе. Кто научит, как его уберечь? Как развить его здоровье?
Существует два принципиально разных способа обеспечения здоровья: прямой, когда объектом воздействия является ребёнок, ещё не больной, не требующий лечения, и обратный – ребёнок болен, он лечится, лечится, лечится. Конечно, предпочтительнее первый, но современная медицина, к сожалению, декларируя примат первичной профилактики, фактически занимается только лечением. Детская поликлиника, как ремонтная база, сегодня – это тупиковый путь.
Ежегодно проводимые в Лицее скрининговые исследования позволили нам выявить факторы риска по заболеваниям задолго до их появления. Существуют такие понятия как «школьная травма», «школьная близорукость», «школьный сколиоз», «школьный психоз» и так далее. Последние 10 лет все показатели в Лицее значительно лучше средних показателей по городу и краю. Мы обязали своих классных руководителей, учителей отслеживать интеллектуальное, физическое и нравственное здоровье учащихся по 40 параметрам: питание, прививки, медосмотры, проветривания, подбор мебели, вес портфеля… Вы скажете, « много». Но это, поверьте, помогает и учителю в принципе понять, что на него надеются, с него спросят, но его и поощрят. У нас в Лицее 100 учителей, из них 65 за последние пять лет в рамках нацпроекта «Образование» получили весомые денежные гранты. Я думаю, что в стране таких школ единицы. Это моя особая гордость. Только успешный учитель может воспитать поколение успешных людей. Мы ежегодно выпускаем примерно 75 молодых людей в жизнь. Каждый четвертый - пятый заканчивает школу с медалью, каждый имеет водительские права, сертификат программиста, государственный диплом об окончании музыкально – художественной школы, все 100 % последние 10 лет поступают в высшие учебные заведения, многие из них в столичные
Наш Лицей - образовательное пространство, свободное от курения, алкоголя, наркотиков, сквернословия. Детей – выпускников, что особо радует, объединяет чувство скрытого тёплого патриотизма друг к другу: они толерантны, открыты, легко адаптируются в столичных и зарубежных вузах, они гармоничны, они носители культуры европейской. За всем этим стоит кропотливый труд правильных педагогов, прививающих правильные ценности. А ценности – то, правильные, нарабатывались веками. Но, к сожалению, поколение правильных учителей уходит. Они старятся, идет поколение, взращённое на других ценностях.
Нам часто говорят, что школа должна быть вне политики, вне идеологии. Но кому нужна такая школа? Школа всегда была учреждением духовной культуры, но духовность выдавливается под натиском рыночного мировоззрения. Как этому противостоять? А противостоять надо. Надо перестать стесняться и активно культивировать в школе, в стране, в Лицее ценностный ориентир на человека, жизнь, добро, красоту, любовь, и делать это через повседневные дела, обычные уроки, чистые помыслы.
К сожалению, проблемы, заложниками которых сегодня стали школы в стране и за рубежом, создали в течение десятилетий сами мужчины, которые стоят у власти, поскольку их отношение к образованию всегда было как к чему–то второстепенному, а ведь именно школа растит российский, французский, английский… народ. Вот такие претензии сегодня к вам, дорогие мужчины. Никакая тотальная компьютеризация, нанотехнологии, ужесточение контроля не помогут. Школе сегодня нужен умный, грамотный учитель. Неважно: мужчина или женщина, но он должен быть уважаемым человеком, способным очеловечить юное поколение, которому предстоит возрождать и великую Россию, и мир. Добро, я повторюсь, воспитывается добром. Любовь воспитывается любовью.
Всё общество сегодня должно стать социально ответственным за образование, всё общество должно подчиняться законам прекрасного, законам позитивного. Любимыми дети должны быть с колыбели! Родительская любовь, добрая, умная школа, гармоничная среда – это те могучие силы, которые делают ребёнка счастливым. Только в лучах этой любви могут воспитываться высокие устремления. Мы все должны понимать, только культура способна будоражить совесть, чувство единения с окружающими, доброе отношение друг к другу. Культура, а не деньги.
Очень обнадёживает, что Европа сегодня объединяется в вопросах воспитания и культуры. Страны стремятся к единению. Конкретная школа, какая бы она ни была замечательная, не сможет сделать человечество счастливым, творческим, гармоничным. Человечество – не сможет, а конкретного ребёнка – да. И нам, взрослым: государственным людям, врачам, учителям нужно направить все усилия для того, чтобы наши грандиозные, глобальные вселенские планы по взращиванию достойного поколения дошли до конкретных Саши, Маши, Андрюши и их родителей. И приобщение детей к всемирной духовной культуре, сохранение их нравственности, физического и интеллектуального здоровья стало нравственным долгом каждого взрослого человека, которому доверено государством гармоничное развитие нашего мира. Спасибо.