«Мы гармонией наполним всё вокруг»
12.02.2016«Мы гармонией наполним всё вокруг» (слова из гимна Лицея) Велика Россия, но даже в глубинке, в Сибири, в 4 тыс. км от столицы, есть достойное образование.
Закрытый город Железногорск Красноярского края – особая территория: здесь расположены ведущие предприятия космической и ядерной отраслей России.
Около 1 000 юных железногорцев обучаются в нашем Лицее № 103 «Гармония». Почти все дети, выпускаясь из школы, получают государственный диплом об окончании музыкальной школы, водительские права, сертификат программиста. Каждый пятый лицеист – медалист, 100% поступают в вузы.
Анализ ожидаемого результата успешности наших выпускников даёт основание говорить о хорошо выстроенной, отлаженной и продуктивной образовательной системе, гармонично объединяющей основное и дополнительное образование.
Очень важно руководителю школы помнить, что для развития школы необходимо предоставлять возможности личностного роста не только ученикам но и, в первую очередь, преподавателям. Вот уже много лет пунктом № 1 в разделе «Цели и задачи лицея» стоит: «Создать все условия для интересной жизни учителю школы и обеспечить его карьерный рост». Будет интересно учителю, будет интересно и учащимся. Важно учителю иметь возможность проявить себя не только профессионально, но и личностно. В Лицее треть учителей – мужчины. Школа без мужчин – неполная семья. 72 пункта содержит программа «Как удержать мужчину в школе». Задача руководства Лицея всячески: организационно, финансово, морально поддерживать творческие способности учителей, их хобби и увлечения. В результате этого в школе появились очень интересные направления дополнительного образования. Например, увлечение одного из учителей фитнесом переросло в целое движение любителей. И вот уже в последнем фестивале принимает участие 23 команды.
Именно убеждённость нашего учителя Богдана Ковеля в том, что только предметы искусства дают целостное восприятие мира помогли появиться в Лицее появляется минитретьяковской галереи, состоящей из 5 залов, в которых насчитывается более 300 картин русских художников. Организуются передвижные выставки. Благодаря Арт-студии, в Лицее реализуются интересные дизайнерские проекты, оригинальные, неповторимые, сделанные руками талантливых детей во главе с учителем.
Что очень важно учесть, когда мы вводим то или иное направление дополнительного образования в школу? Любое из них должно гармонично встроиться в образовательное пространство школы. Каждый педагог обязан освоить современные технологии, которыми свободно владеют дети. Когда-то мы начали выпускать газету «Школьный дом». Делали её в основном учителя. Прошло 25 лет в Лицее появилось издательство, которое выпускает две газеты, сетевой журнал, различные полезные сборники и … книги. Выпустили книгу стихов блокадницы Г. М. Соболевой, более 10 книг учителя Лицея краеведа В. А. Аференко. Иллюстрации, набор текста, структурирование – всё делается силами учителей и старшеклассников. И вот уже появляются сборник стихов, рассказов самих ребят. Благодаря студии «Журналистика», которая работает в Лицее более 20 лет, десятки выпускников стали журналистами. Сегодня Н. Баянова работает на канале «Россия», Д. Матыскин – на федеральном канале «Матч-ТВ», на 5 канале С-Петербурга - Юлия Капчинская. Всего 17 ребят связали свою профессию с журналистикой. Есть наши выпускники в агентстве ИТАР-ТАСС, на телеканалах ЦТ и краевого ТВ. Проблемы с выпуском, тиражированием, распространением школьной газеты, ушли в прошлое. Газета выпускается на современном оборудовании на 90% силами самих ребят. Мы пришли к твёрдому убеждению, что необходимо участвовать в различного уровня конкурсах школьных СМИ. Во-первых, это просто интересно и увлекательно, во-вторых, обеспечен профессиональный рост, в третьих, что немаловажно, благодаря призам, наша редакция и газеты, и видеостудии оборудованы современной техникой. Есть видеокамеры, снимающие под водой и принтеры, позволяющие делать яркие иллюстрации. Вот уже 10 лет наша видеостудия приглашается в «Орлёнок», где ребята передают свой опыт по программе «Дети-детям». В Лицее три года подряд проводился конкурс –фестиваль детских СМИ, в котором участвовали более 50 студий со всех городов России. Финансировал мероприятие РОСАТОМ по программе «Школа Росатома».
Всего в Лицее 33 направления дополнительного образования: 12 хоров, 7 танцевальных коллективов, 3 театральных, спортивный клуб, где есть отделения футбола, баскетбола, волейбола, фехтования, ОФП, шахматы. Все учащиеся должны, выпускаясь из школы, уметь танцевать. И вот много лет в первых классах у нас введён всеобуч по бальным танцам, в третьих – по шахматам, в четвёртых – все занимаются проектной деятельностью. 5-7 классы путешествуют в России и за рубежом.
В Лицее введено нелинейное расписание, которое позволяет изучать предметы на базовом или углублённом уровне. Создаётся Open Space, лаборатории, мастерские. Для всестороннего развития учащихся нашего Лицея более 20 лет назад мы включились в сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования города. Оно у нас действительно сетевое. Это когда есть договор между учреждениями образования, договор с родителями, 100 % обеспечение оборудованием, финансовый план, выдача диплома, сертификата, удостоверения. Сегодня нужно не бояться привлекать специалистов из разных профессиональных сообществ. Это обеспечит главный принцип ФГОС – дополнительный подход в образовании, решат вопросы практической направленности знаний, задавая более высокую профессиональную планку.
Ушло в прошлое, к сожалению, шефство предприятий над школами. Но найден новый путь взаимодействия – не «помогите и подайте», а партнёрские отношения. И вот уже последние 5 лет наше предприятие ИСС (информационные спутниковые системы) ведёт целевой отбор выпускников (ежегодно от 10-14 человек) для поступления на факультеты спутникостроения. И не просто отбор, а подготовка, пестование, выплата стипендий лучшим. Школе безвозмездно устанавливаются современные станки, чтобы будущие инженеры умели работать не только головой, но и руками. В Лицее появляется великолепный музей «Сибирский космос». Школа гарантирует предприятиям интеллектуально, физически и нравственно здорового выпускника. Предприятие вносит лепту в улучшение образовательного пространства Лицея.
Раньше большинство успешных выпускников уезжали из города: не видели личностного роста. Наш выпускник Лазарев А. – юрист Страсбургского суда, Малков Е. назван лучшим молодым преподавателем ВШЭ, а Денисов А. успешно работает директором по технологиям в МГТУ имени Баумана. Особая гордость Лицея – братья Полянские: чемпионы Европы и Мира по триатлону.
Школа всегда была учреждением духовной культуры, но сейчас духовность выдавливается под натиском рыночного мировоззрения. И этому надо противостоять: перестать стесняться и активно культивировать в школе, стране ценностный ориентир на человека, жизнь, добро, красоту, любовь, и делать это через повседневные дела, обычные уроки, чистые помыслы. А еще пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно способно объединять обучение, воспитание и развитие ребенка.
Что может дополнительное образование?
- обеспечить каждому ученику ситуацию успеха
- выровнять стартовые возможности развития личности
- способствовать выбору индивидуального образовательного пути
- содействовать самореализации личности ребенка и педагога.