Чтобы в будущем не пришлось сожалеть...
17.09.2019(как восьмиклассники Лицея №103 на практику в Шивера ездили)
- Лопаты не забыли? Кладите их на заднюю площадку. И пристегнитесь, поездка долгая…
Учитель географии Лицея №103 Евгения Михайловна Тараскина дает последние наставления своему 8 «М» классу перед отправлением автобуса. Еще бы, полевая практика по почвоведению в самом начале сентября впервые проходит в деревне Шивера. Именно там находится школа, которая год назад стала филиалом «Гармонии». И для детей, и для учителя это эксперимент, поэтому легкое волнение ощущают все…
- Класс на месте, сопровождающие тоже, - строгим голосом сообщает Евгения Михайловна водителю. Едем.
Желтый автобус с надписью «Дети» на двух бортах выезжает из «кармана» напротив Лицея. Сто двадцать километров до деревни преодолеваем за два часа. В пути кто-то спит, кто-то перекусывает (провиант из дома захватили все). Уже в самом конце пути парни затягивают «Батарейку».
Автобус тормозит. Берем поклажу и выходим. Для восьмиклассника Максима Вайсбека школа в Шиверах – родной дом во всех смыслах этого слова. Уже шесть лет подряд он приезжает с фольклорным ансамблем «Красная горка» на специальные летние погружения. Коллектив останавливается в школе, которая становится для них и рабочей студией, и репетиционной площадкой, и местом для отдыха.
- Мы концерты для деревенских готовим, - с удовольствием вспоминает Максим, - изучаем особенности деревенского быта. В школе проходят мастер-классы: делаем тряпичных кукол, учимся проводить обряды. В этом году сами делали шлемы и мечи для богатырских обрядов. Всего не перечислишь…
Минуем просторный двор и останавливаемся возле главного входа в школу. В глаза сразу бросается новое название на вывеске: «Филиал Лицея №103». Несколько минут осознаем торжественность момента…
- Класс, - выводит всех из ступора голос Евгении Михайловны, – сейчас заходим в учебный кабинет, там кладем вещи. На инструктаж десять минут, затем практика.
Восьмиклассники размещаются в кабинете и внимательно слушают классного руководителя. Затем вместе с проводником выходим из школы.
- Не забудьте баночки и лопаты, - напутствует Евгения Михайловна. – Мы должны взять пробы грунта в трех разных местах. Давайте поторопимся, времени у нас немного.
Школа расположена на вершине горы, где по первому варианту должен был находиться город Железногорск. Поэтому за первой пробой спускаемся в долину, ближе к реке. До Енисея отсюда рукой подать.
Евгения Михайловна подрубает верхний слой почвы с четырех сторон и выкапывает небольшой фрагмент. Затем опускает лопату в ямку, набирает землю и насыпает в баночку.
- Всем понятно как брать пробы? – обращается она к восьмиклассникам. – Верхний слой почвы обязательно верните назад и по возможности присыпьте землей. Тогда вы не нанесете природе никакого вреда.
Ребята выполняют задание. Кто-то старательно орудует лопатой, стараясь быстрее убрать неподатливый верхний слой, остальные фотографируют процесс в подробностях, чтобы приложить снимки к будущему отчету…
После этого ребята берут пробы у горы напротив. Почва там глинистая, ярко-коричневого цвета, летом там живут ласточки. Работать легче, поэтому восьмиклассники очень быстро наполняют вторые экспериментальные баночки новым грунтом. Следующая остановка – лесной массив. Поэтому держим путь обратно.
Из захваченной кем-то из дома колонки во всю мощь динамиков звучит актуальное: «Едем, едем в соседнее село на дискотеку». Песня как никогда подходит к деревенским домикам и припаркованным возле них помощникам-тракторам. Ребята радостно фотографируются возле стоящей техники и громко обсуждают события сегодняшнего дня.
- Шивера столько детских голосов, наверное, не слышали никогда. – улыбается Евгения Михайловна. – Но класс понять можно. Мне тоже приятно, что практику мы проводим здесь, на природе в деревне. Тут атмосфера другая и дышится легче, чем в городе...
Сворачиваем в небольшой лесок. Здесь предстоит взять последнюю пробу грунта, под деревьями. Восьмиклассники работают самостоятельно и без подсказок. Справляются быстро.
- Молодцы, ребята, - ободряет Евгения Михайловна. - Возвращаемся в школу. Сначала перекусываем, затем я покажу, как нужно обрабатывать полученную на практике информацию.
Полтора часа практически непрерывной работы на свежем воздухе сделали свое дело: восьмиклассники степенно и не торопясь заходят в школу. Парты в классе сдвигаются вместе, чтобы получилось несколько рабочих групп. Сверху их накрывают цветной клеенкой. Ребята вынимают из рюкзаков термосы с чаем, приготовленные бутерброды, нарезанные помидоры и огурцы. Пообедать вместе после насыщенной практики, пожалуй, приятнее всего...
Финальный этап практической работы - обработка полученной информации. Отчет восьмиклассникам предстоит написать самостоятельно и дома. Здесь нужно зафиксировать и понять только основное. На первом этапе ученики высыпают разные пробы почвы на белый лист бумаги и пытаются визуально определить, чем один образец отличается от другого. Чтобы не забыть каждый диктует себе на диктофон необходимую информацию и тщательно фотографирует образцы. Затем ребята пытаются определить есть ли глина в составе почвы. Для этого небольшой фрагмент смачивают водой, скатывают шарик, из него - колбаску. Ее концы аккуратно соединяют.
- Ребята, если из колбаски получилось кольцо, значит в составе почвы глины много. - объясняет Евгения Михайловна. - Если все развалилось, значит это почва в чистом виде... На этом наша практическая работа здесь заканчивается. Всем понятно как работать дома?
Ребята убирают мусор и расставляют парты. Автобус уже готов ехать в обратный путь. Радостные восьмиклассники занимают места.
- Этим летом я участвовала во Всероссийской конференции, - вдруг вспоминает Евгения Михайловна. Рассказала о нашем Лицее, о сиреневом бульваре, том, как мы каждое лето цветы высаживаем. Естественно, показала фотографии оленей, совы, аиста. Так москвичи нам просто обзавидовались. Для них цветочная клумба - это роскошь, потому что все свободное пространство рядом со школами занято. Либо дома стоят, либо офисы, либо магазины. А вся земля в брусчатке. Поэтому такие выезды на природу нужно ценить. Нам в этом смысле очень повезло: у Лицея появился новый филиал в деревне. И этим подарком судьбы нужно распорядиться с умом и грамотно, чтобы в будущем не пришлось сожалеть... А Шиверам за гостеприимство огромное спасибо!